d_st75: (Default)
[personal profile] d_st75
Прот. Чаплин излагает "православную традицию" на ЭХО Москвы

Люди, которые всю эту кампанию сейчас ведут, пытаются сыграть на незнании народом нашей православной традиции. На самом деле, наша традиция предполагает, что епископ – образ Христа в церкви, он должен иметь и облачение особое, и средства передвижения особые. И в русле этой традиции жили и так поступали великие святые: святой патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский, многие игумены наших монастырей.

Украшая храмы, предоставляя облачение епископам, даря им, люди украшают церковь и заботятся о том, чтобы епископ, который является образом царствующего Христа, соответствующим образом выглядел. У протестантов это не так, а вот у нас это так, и на самом деле такой наша традиция была всегда.


Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/6306/ Все интервью - за пределом. Именно прот. Чаплни цинично и последовательно, как профессионал, играет на незнании слушателями православной традиции.

Date: 2012-07-03 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] d-st75.livejournal.com
Да, это тоже из Игнатия. Но думаю, все это никак нельзя догматизировать. Во первых, единственный образ отца - сам Христос.
Но и то, что епископ образ Христа, нельзя принимать без множества оговорок. Об этом хорошо говорил митрополит Антоний.
"Никакой человек не может ни к чему принудить Бога, и единственный подлинный совершитель Евхаристии, единственный подлинный совершитель любого Таинства, то есть тех великих действий Божиих, которые преображают и изменяют мир, — Сам Бог.
Первосвященник всей твари — Господь Иисус Христос, благодаря тому что Он умер и восстал, победил и воссел одесную славы. Единственно Он — Совершитель любого таинства, Он и Святой Дух, Которого мы призываем, чтобы Он сошел и освятил Дары, в уверенности, что ответ сострадания и любви готов для нас, ответ, который может претворить то, что земное, в Божественное. Никакой человек, никто земной не может сделать Божественным то, что принадлежит земле, и если вообразить, что евхаристическая структура — образ всей Церкви, то мы рискуем забыть, что подлинный Совершитель — не тот, кого мы видим перед собой, а Тот, Кто восседает на Престоле, который мы в Православии называем Престолом Божиим.
Так что в этом отношении Церковь шире Евхаристии. Это совершенно ясно явлено в самом совершении Евхаристии, когда, после причащения народа, священник в тайной молитве читает: подавай нам [Господи] истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. Есть еще нечто большее, хотя я вовсе не преуменьшаю священность, святость, величие, значение Евхаристии. Но Евхаристия — еще не явление Церкви во всей ее полноте даже на земле.
Евхаристическое богословие неизбежно приводит нас к идее пирамиды власти. Священник совершает Евхаристию и становится главным в данной общине, епископ стоит во главе духовенства, — не тела церковного, а клириков; завершает это единство тот, кто всегда стоит на вершине пирамиды.
Так вот, это неверно. Только Господь Иисус Христос, никто иной, стоит на вершине пирамиды, будь то малый приход, кафедральный собор или Вселенская Церковь. Как только мы ставим туда человека — прошу прощения, мое выражение, может быть, обидит католиков, но оно точно отражает мое мнение о такой картине, — как только мы говорим о ком-то, что он «наместник» Христа, мы подразумеваем, что Христос отсутствует и кто-то должен занять Его место. Вот и все. Разумеется, это неверно, но при нашем абсурдном подходе к вещам такие выражения становятся возможны. В Православии также присутствует искушение построить пирамиду с кем-то на вершине. Когда-то то был Рим, затем Константинополь, но может оказаться и другой центр. И это будет так же ложно, потому что там стоит только Господь Иисус Христос, только Он вправе стоять там и действительно стоит там."

Date: 2012-07-03 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] andudarev.livejournal.com
Вы говорите о догматической и духовной стороне. А я имел в виду лишь первичный слой: в древности литургия представляла из себя не только таинственное действо, но и некую картину-символ, где епископ изображал Бога Отца, а дьякон - Иисуса Христа. Что касается остальной церковной жизни, то, конечно же, можно с Вами согласиться...

Date: 2012-07-03 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] d-st75.livejournal.com
Насчет картины-символа у меня есть сомнения. Это в более поздний период литургия становится предметом символического истолкования. Игнатий Богоносец не имеет в виду особенно литургию.

Date: 2012-07-03 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] andudarev.livejournal.com
Забрался в лекции по сакраменталогии.
"Великий вход - символическое воспоминание перенесения тела Христова с креста во гроб" (с 4-го - 5-го века). Однако следы литургического изображения епископом Бога Отца, а дьяконами - Иисуса Христа видны ещё в Откровении Иоанна Богослова...
Что касается уподобления епископа Христу, в апостольском веке дар епископе не был большим, он уступал место апостольскому, пророческому и учительскому служению. После Игнатия епископ выходит на первый план.

Profile

d_st75: (Default)
d_st75

January 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 02:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios