Протоиерей Максим Козлов О месте принципа послушания в современной аскетической практике
via
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
"Но тем не менее можно ли отрицать, что послушание пастырю — это заповедь не только для монахов, но и для всех христиан. Своему пастырю — будь он апостол, епископ, духовник, игумен (восприемник при постриге) или Старец — в смысле духовного благодатного мужа — христианин обязан оказывать чрезвычайное послушание. И эта священная заповедь дана не на время, а навсегда. Если чрезвычайно, во всём слушается пастыря афонский исихаст, то он покорен Старцу в каждом шаге за дверь кельи, в каждом глотке воды и в каждом приятии или отвержении сердечного помысла. Если чрезвычайно, во всём повинуется пастырю искренне обратившаяся к Богу студентка Школы-студии МХАТ, то она слушается батюшку в отношении косметики, дискотек и продолжения учёбы по выбранной специальности.
Между этими крайними примерами может быть тысяча и одна промежуточная степень, но во всех случаях критерием чистоты послушания будет совесть христианина — утончающаяся с каждой одержанной победой над своим греховным «я» и притупляющаяся с каждым падением непослушания пастырю."
Смысл последней фразы и выражения "критерий чистоты послушания" мне остается непонятным... Непонятно также, всерьёз ли приведен пример студентки Школы-студии МХАТ. В целом доклад крайне запутанный и противоречивый, но заключение автора все же однозначно в том, что пасомому не под силу различить достойного пастыря от недостойного, да и не нужно. Такой текст ясно показывает, что пробема сегодня не в "младостарчестве", как принято говорить (кстати автор считает существование младостарцев мифом), а в ложной идеологии клерикализма и рабства, основанной на поверхностном и неразборчивом чтении святоотеческой и прочей аскетической литературы. Иначе говоря, в извращенной экклезиологии.
Что можно сказать, например, о следующем определении Церкви:
"В любой Поместной Церкви есть добрые пастыри. Если в Церкви нет добрых пастырей, это значит, что её одолели адовы врата, в ней нет Христа и она уже не Церковь (да простит Господь нашим устам такие слова). Если же в Церкви есть (и воистину есть, и до скончания века будут) добрые пастыри, то заповедь о послушании им (кроме вышеуказанных исключений) остаётся для членов Церкви в своей неизменной силе."
Воистину новое слово в богословии!